четверг, 19 декабря 2013 г.

8. Дж. Серль о конституирующих правилах.

Развивая идеи Дж. Остина, американский философ Джон Роджерс Серль связывает производство иллокутивных актов с выполнением особого рода правил, которые он называет конститутивными. Они называются конститутивными, поскольку они не только регулируют, но и конституируют, создают саму «деятельность, существование которой логически зависимо от этих правил». Дж. Серль различает регулятивные и конститутивные правила. Выполнение регулятивных правил не является обязательным условием совершения самого действия. Так, я могу съесть бифштекс действуя в соответствии с определёнными правилами этикета. Но могу и проигнорировать эти правила. В любом случае, если я голоден, в съедобный и вкусный бифштекс имеется в наличии, он будет съеден. Однако нельзя сыграть в шахматы, если не знать правил этой игры. Правила игры не просто регулируют действия игроков, но создают саму игру, которая без этих правил не существует. Игра как раз и представляет собой действия по осуществлению этих правил. Идея таких правил, применённая в исследовании речевых актов, позволяет построить особую коммуникативную семантику языка, которая предстаёт как ряд систем конститутивных правил, а иллокутивные акты оказываются речевыми действиями, совершаемыми в соответствии с определёнными конститутивными правилами. То есть эти правила как раз и конституируют речевой акт как определённый иллокутивный акт. Эти правила позволяют говорящему реализовывать своё намерение в конкретном акте речи, например, дать совет, приказать, выдвинуть точку зрения или аргумент в её обоснование. Этот речевой акт и слушателем будет узнан, будет восприниматься именно как совет, приказ, точка зрения или аргумент только в том случае, если он живёт в той же системе конститутивных правил, в соответствии с которым говорящий реализовал своё субъективное намерение. Из этого можно сделать вывод, что один и тот же речевой акт может в отношении к разным слушателям быть иным иллокутивным актом в силу того, что они живут в разных системах конститутивных правил. То, что для одного участника дискуссии является аргументом, для другого может выступать как очередная точка зрения.

Каждый из нас как носитель языка пользуется этими правилами для производства иллокутивных актов, а, значит, мы должны быть способны эксплицировать эти правила. Для того, чтобы выразить, например, обещание, я должен выполнить при совершении соответствующего речевого действия ряд условий, что и позволит слушателю понять моё высказывание как обещание. С другой стороны, понимание слушателем моего высказывания как обещания и означает, что эти условия были выполнены. 

После этого в учебнике ещё 6 страниц рассуждения о том, что нужно обязательно учитывать систему конститутивных правил, в которой живёт говорящий; и к перформативам это тоже относится и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий